Порядок погашения регистрационной записи об ипотеке. При оформлении ипотеки приобретаемая недвижимость обычно закладывается в залог, т.е. за квартиру взимается плата за весь период до погашения ипотеки. Данная операция в обязательном порядке регистрируется в Росреестре и является регистрационной записью в соответствии со ст. 22 Федерального закона № 102. После полного возврата заемных средств обременение имущества снимается.
Что эта операция значит для заемщика?
Если все деньги выплачены банку, это не значит, что квартира в конечном итоге переходит в собственность заемщика. По-прежнему необходимо выполнить юридические формальности, связанные с недвижимостью, прежде чем участник торгов станет собственностью участника, предложившего самую высокую цену. Один из них – покупка входа в ипотеку. Порядок и условия такой операции изложены в ст. 25 Федерального закона № 102 «Об ипотеке».
Только после того, как будет сделана запись об исключении обременения, заемщик может считаться законным владельцем приобретаемой им собственности.
Порядок действий
После полного погашения задолженности по ипотечной ссуде заемщику необходимо посетить отделение банка, где по его просьбе ему предоставляется ипотека на квартиру. Этот документ выдается Банком в течение 10 дней с момента подачи заявления заемщиком. Печать кредитной организации ставится на ипотеку после выплаты всей суммы задолженности.
Следующим шагом будет оформление заявки. Для проведения процедуры возврата записи в реестр должно быть выполнено одно из следующих условий:
- Заявление заемщика, полностью погасившего ипотеку;
- совместный документ кредитора и заемщика;
- заявление кредитной организации, в которой находится заложенная недвижимость;
- решение суда.
Этот документ вместе с остальным пакетом документов необходимо подать в Росреестр. При этом, если договор ипотеки не был нотариально удостоверен, необходимо совместно обратиться в Управление Росреестра: заемщик и кредитор. Если договор об ипотеке был нотариально заверен, то любая из сторон может подать заявление. Если квартира приобретена в долевую собственность, необходимо заявление в Росреестр от всех собственников квартиры. В противном случае необходимо получить доверенность.
Через 3 дня регистрация будет отменена. В этом случае ипотека должна быть помечена как недействительная с помощью штампа «перечеркнутый» на ее лицевой стороне. Удаленная ипотека передается кредитору по его просьбе.
Аннулирование записи в реестре, установленной для квартиры, купленной в соответствии с POU, когда дом еще не эксплуатируется, немного отличается от обычной ипотеки. Право собственности на недвижимость не было зарегистрировано, поэтому ипотека не была оформлена.
Предметом залога была не недвижимость, а право требования. В такой ситуации необходимо совместно с заемщиком и застройщиком подать заявление в Федеральную регистрационную службу РФ на строительной площадке здания. Также обязательно предоставить: справку о погашении долга, договор перестрахования, разрешение на использование объекта и акт передачи объекта заемщику. Данная процедура проводится государственными службами в течение 5 дней.
Внимание! При снятии обременения в виде ипотеки на недвижимое имущество по желанию собственника может быть переоформлено свидетельство о праве собственности без записи о предыдущем обременении.
Документы, которые следует подготовить
Для снятия нагрузки с приобретаемой недвижимости потребуются следующие документы:
- заявление о взыскании возврата;
- паспорт заявителя;
- Доверенность, если процедура проводится законным представителем;
- Документ, подтверждающий покупку квартиры – договор купли-продажи или акт передачи права собственности на DDE;
- ограниченный документ – свидетельство о праве собственности или договор участия в капитале;
- нотариальный акт только в оригинале;
- справка о полной оплате ипотеки;
- разрешение на ввод здания в эксплуатацию под СДС.
При оформлении заявки необходимо учитывать следующие моменты:
- В заголовке заявки укажите орган, в который отправляется документ и из которого он составлен.
- В состав заявки должно быть включено заявление об исключении из реестра. Обязательно указать, что все обязательства перед кредитором выполнены. Вводится дата, когда это произошло.
- В документе должны быть указаны сведения об объекте недвижимости, требующие снятия обременения, и реквизиты ипотеки: ее номер и дата.
- Наконец, подпись заявителей и их контактные данные.
- Скачать заявление об удалении записи в земельном и ипотечном регистрах
- Скачать образец заявления на удаление ипотечной записи
Когда и куда обращаться?
Попросите Росреестр удалить запись из реестра. Процедура должна быть завершена в течение 3 дней для обычной ипотеки и 5 дней для POU. Вы также можете обратиться в МФЦ. В этом случае процедура снятия нагрузки займет 2 дня.
Аннулирование записи в реестре происходит только после возврата всех денежных средств, полученных заемщиком от кредитора, или по решению суда.
Росреестр выполняет данную процедуру бесплатно, госпошлины не взимаются. После выплаты всей суммы, полученной в качестве заемных средств, необходимо удалить регистрационную запись обременении приобретенного имущества. Для этого необходимо обратиться в банк для получения ипотеки с отметкой о погашении ипотечной задолженности, а затем отправить заявление в Управление Росреестра об удалении записи в реестре с недвижимостью.
Только после выполнения этих работ квартира станет вашей собственностью без каких-либо обременений.